четверг, 17 февраля 2011 г.

Страничка истории

Немного о рождении и развитии зомби жанра в кинематографе.

Все началось с книги американского репортера Уильима Сибрука, которая была издана в 1929 году. «Остров магии» по жанру изложения можно отнести к запискам путешественника. Автор долгое время проживший на Гаити и видевший таинственные обряды жрецов, описал их в своей книге.
В 1932 году появляется первая картина про зомби. Виктор Халперин снял своего знаменитого «Белого Зомби» всего за 50 000$. В его картине сыграл легендарный актер, Бела Лугоши. До этого он снялся в главной роли в «Дракуле» по роману Брэма Стокера и был чертовски популярен.
Первый зомби в кинематографе появляется уже на 5 минуте фильма. Он молча бредет по проселочной дороге, весь в лохмотьях задумчиво поглядывая на луну.
Первые зомби были безвольными, равнодушными рабами своего господина. Они не были агрессивными, но уже отказывались умирать.
Зомби не ел живых людей с криками: «Мозги!». Это объясняется во многом тем, что для зрителей живые мертвецы были всего лишь оружием в руках убийцы, да и фильмы в которых поедался живой человек, не могли выйти на экраны.
Фильм заметили, но он не смог справиться с сильной конкуренцией графа Дракулы и Монстра Франкенштейна.
В 1936 году Виктор Халперин снял еще один зомби-фильм «Бунт зомби». В этой картине отказался сниматься Лугоши и режиссер взял из архива парочку его коронных взглядов и добавил в фильм. Все действие «Бунта зомби» было замешано на желании группы энтузиастов добыть и уничтожить «формулу зомби», которую отрыл злой гений.
Популярности и славы удалось сыскать лишь фильму Жана Ярброу «Король Зомби». Его кинолента была номинирована в 1941 году на премию «Оскар» в категории «Лучшая музыкальная тема». Стоит сказать, что сюжет картины не отличался новизной и оригинальностью. Пассажиры самолеты попавшего в авиакатастрофу пытались выжить на острове заселенном зомби.
Так же стоит отметить еще одну картинно того времени, а именно: «Я прогуливалась с Зомби» режиссера Жака Турне. Фильм вышел на экраны в 1943 году. Он интересен тем, что Жак постарался интерпретировать роман знаменитой английской писательницы Шарлотты Бронте «Джейн Эйр». По сюжету канадская медсестра едет в Вест-Индию, чтобы лечить жену местного плантатора. В этой картине впервые было продемонстрировано зомбирование в угоду любви.
В первом пародийном фильме на жанр зомби позднее в 1945 году снялся Бела Лугоши. Гордон Даглас снял свой скандально известный «Зомби на Бродвее». По сценарию живые мертвецы отправляются с острова на бродвейскую сцену и становятся первоклассными каскадерами.
В 50-60 годы жанр зомби продолжают топтаться на месте. Не происходит отхождения от классической схемы: зомби – это труп, возрожденный при помощи заклятия вуду, служащий верой и правдой своему хозяину. Различия между фильмами снятыми в 50 - 60, таких, как: «Кровь Зомби», «Безумный доктор Кровавого острова» и прочими фильмами этого жанра минимальны. Поэтому интерес к подобным фильмам не уклонено катится вниз.
Пожалуй, единственным удачным фильмом 60-х годов стоит считать «Чуму Зомби» снятый Джоном Гиллингом на студии «Hammer». Жители деревушке, по сюжету картины, умирая, вновь возвращаются к жизни. И опять во всем замешены ритуалы вуду.
Все изменил в 1967 году неожиданно появившийся Джордж Эндрю Ромеро со своими короткометражками и рекламными роликами. Его друг Джон А. Руссо написал сценарий своего первого фильма, взяв за основу «Психоз» Альфреда Хичкока и музыкальную ленту Майкла Пауелла «Сказки Гофмана». Причем многие сцены были буквально скопированы из «Последнего человека на Земле» Убальдо Рагона.
Концепция проекта очень быстро менялась и развивалась, в результате Ромеро долго искал дистрибутора для проката фильма.
Даже «Columbia Pictures» отказалась от этого проекта, узнав, что фильм будет снят в черно-белом цвете. Наконец, права на дистрибуцию этой картины купила «American International Pictures», но с одним условием - переснять концовку фильма.
Ромеро пригласил на съемки малоизвестных актеров из драмкружков и мелких театров. Гримером фильма должен был стать Том Савини, но его призвали в армию США. Поэтому его место заняли В. Гуастини и К. Хардман. Они создали превосходные образы живых мертвецов, которые стали эталонами качества на многие годы.
Премьера фильма состоялась 1 октября 1968 года. Зрители аплодировали после просмотра. Фильм собрал в прокате более 30 000 000$. «Ночь живых мертвецов» сделал Ромеро живой иконой и отцом основателем зомби жанра.
Ему удалось сплести воедино все догмы классических зомби-фильмов, и оставить идею воскрешения мертвых. Он наделил живых мертвецов самыми низменными инстинктами и лишил их мистической подоплеки образа. Теперь зомби ели живую плоть, а укушенный ими превращался в их собрата. Ромеро не злоупотреблял термином зомби, называя своих персонажей: живыми мертвецами, ходячими трупами, монстрами.
Картина «Ночь живых мертвецов» создала новые постулаты жанра, которые в последствие стали активно эксплуатироваться в кинематографе.

1 комментарий: